Восстановление в российском праве института присяжных заседателей выступает в качестве одного из направлений реформы судебной системы. Оно позволяет укрепить конституционную гарантию обеспечения защиты граждан.
Слушание дела с участием присяжных заседателей осуществляется по ходатайству обвиняемого, заявленному до направления дела в суд.
Федеральным законом от 23 июня 2016 года №190-ФЗ в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации внесены изменения, расширяющие сферу применения института присяжных заседателей, а также упрощающие процедуру их отбора.
Указанные изменения вступили в действие с 1 июня 2018 года и предусматривают участие присяжных заседателей в судебных заседаниях в районных и гарнизонных военных судах, что ранее вообще отсутствовало в Российском уголовно-процессуальном законодательстве.
Присяжные заседатели — это лица, призванные в установленном законом порядке к осуществлению правосудия при рассмотрении по первой инстанции уголовных дел в областных и соответствующих судах и окружных (флотских) военных судах.
Присяжными заседателями могут быть: граждане РФ, достигшие 25 лет, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели.
Не могут быть присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели, следующие лица:
1) имеющие непогашенную или неснятую судимость;
2) признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
3) состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере.
К участию в рассмотрении судом конкретного уголовного дела в качестве
присяжных заседателей не допускаются также лица:
1) подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений;
2) не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство;
3) имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в судебном процессе.
Списки кандидатов в присяжные заседатели составляются 1 раз в 4 года исполнительно-распорядительными органами муниципальных образований отдельно по каждому муниципальному образованию субъекта РФ на основе списков избирателей путем случайной выборки. При этом из числа отобранных граждан исключаются лица, которые не могут быть присяжными заседателями
Затем на основе этих списков высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ составляет общий список кандидатов в присяжные заседатели субъекта РФ (составляется также запасной список кандидатов в присяжные заседатели).
Эти списки публикуются в средствах массовой информации соответствующего муниципального образования.
Некоторым категориям граждан, предоставлено право подать письменное заявление об исключении их из списков кандидатов в присяжные заседатели. К ним относятся:
а) лица, не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство;
б) лица, не способные исполнять обязанности присяжного заседателя по состоянию здоровья,
в) лица, достигшие 65 лет;
г) лица, замещающие государственные должности или выборные должности в органах местного самоуправления;
д) военнослужащие;
е) граждане, уволенные с военной службы по контракту из органов федеральной службы безопасности, федеральных органов государственной охраны или органов внешней разведки. — в течение 5-ти лет со дня увольнения:
ж) судьи, прокуроры, следователи, дознаватели, адвокаты, нотариусы, должностные лица службы судебных приставов или частные детективы — в период осуществления профессиональной деятельности и в течение 5-ти лет со дня ее прекращения:
з) имеющие специальное звание сотрудника органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов или органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, а также граждане, уволенные со службы в указанных органах и учреждениях, — в течение 5-ти лет со дня увольнения;
и) священнослужители.
Уточненные списки направляются в соответствующий суд.
Граждане призываются к исполнению в суде обязанностей присяжных заседателей один раз в год на десять рабочих дней, а если рассмотрение уголовного дела не закончилось к моменту истечения указанного срока — на все время рассмотрения этого дела.
Труд присяжного заседателя оплачивается за счет средств федерального бюджета в размере одной второй части должностного оклада судьи определенного суда пропорционально числу дней участия присяжного заседателя в осуществлении правосудия, но менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы за такой период.
Также данным лицам возмещаются командировочные расходы и транспортные расходы на проезд к местонахождению суда и обратно. На время исполнения ими обязанностей по осуществлению правосудия по основному месту работы сохраняются гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством. Увольнение присяжного заседателя или его перевод на другую работу по инициативе работодателя в этот период не допускаются. Время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия учитывается при исчислении всех видов трудового стажа. На присяжного заседателя в период осуществления им правосудия распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей.
Следует отметить, что суд присяжных заседателей решает общие вопросы, не вдаваясь в профессиональные, юридические термины. Основных таких вопроса четыре: доказано ли, что преступление имело место, виновен ли подсудимый, доказана ли его вина и заслуживает ли он снисхождения? На указанные вопросы присяжные заседатели должны ответить по итогам рассмотрения уголовного дела. При этом перед присяжными не ставятся вопросы квалификации деяния, они не решают профессиональные вопросы, не назначают наказания. Они решают вопрос о вине подсудимого с точки зрения человеческих и моральных ценностей, учитывая при этом свой жизненный опыт. Например, они могут решить, что подсудимый, заслуживает снисхождения, и тогда наказание будет меньше.
Участие в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели, является их гражданским долгом.
И.о. Перевозского межрайонного прокурора Л.Е. Софонова