Нижегородской области
Календарь
Февраль 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728

О проведении заседания межведомственной комиссии по охране труда

На недавно прошедшем в администрации городского округа Перевозский заседании межведомственной комиссии по охране труда  было рассмотрено несколько актуальных вопросов.

Первый из них касался организации обучения  по  охране труда в организациях городского округа Перевозский.

В соответствии со статьей 225 Трудового кодекса РФ все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели — индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение и проверку знаний по охране труда. Для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель обязан организовать проведение обучения безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим.

Руководители и специалисты организаций проходят специальное обучение по охране труда в объеме должностных обязанностей при поступлении на работу в течение первого месяца, далее по мере необходимости, но не реже одного раза в три года. Обучение руководителей и специалистов проводится по соответствующим программам по охране труда непосредственно самой организацией или образовательными учреждениями профессионального образования, учебными центрами и другими учреждениями и организациями, осуществляющими образовательную деятельность, при наличии у них лицензии на право ведения образовательной деятельности, преподавательского состава, специализирующегося в области охраны труда, и соответствующей материально-технической базы.

Обучение охране труда проходят:

— руководители организаций, заместители руководителей организаций, курирующие вопросы охраны труда, работодатели – индивидуальные предприниматели, главные специалисты, руководители подразделений, инженерно-технические работники, осуществляющие организацию, руководство и проведение работ на рабочих местах и в производственных подразделениях, а также контроль и технический надзор за проведением работ;

— специалисты служб охраны труда, работники, на которых работодателем возложены обязанности организации работы по охране труда, члены комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда;

— члены комиссий по проверке знаний требований охраны труда организаций.

Еще один рассматриваемый вопрос касался эффективности использования средств ФСС РФ, выделяемых на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников.

Финансирование мер по охране труда регламентируется «Правилами финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами», утвержденными Приказом Минтруда  России от 10.12.2012 года № 580н (далее — Правила). Правилами определен перечень мероприятий по охране труда, подлежащих финансированию.  Порядок предоставления      страхователями        документов изложен в  Методических рекомендациях,        размещенных            на сайте Регионального отделения: http://www.fss.nnov.ru.

Выделенные средства в размере 20% могут быть израсходованы на:

— проведение специальной оценки условий труда;

— обучение застрахованных по охране труда;

— приобретение средств индивидуальной защиты;

— санатарно-курортное лечение работников, занятых во вредных условиях труда, и работников предпенсионного и пенсионного возраста;

— проведение обязательных периодических медицинских осмотров;

— приобретение алкотестеров или алкометров;

— приобретение тахографов.

Объем средств может быть увеличен до 30% при условии направления страхователем дополнительного объема средств на санаторно-курортное лечение работников предпенсионного и пенсионного возраста (не ранее, чем за пять лет до достижения ими возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости).

Приказом министерства труда и социальной защиты от 23.06.2020 г. № 365н внесены изменения в Правила финансового обеспечения: добавлено к имеющимся мероприятие по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (Covid-19); были продлены сроки подачи заявлений до 01.10.2020 г. (прежде — до 01.08.2020 г.).

В 2020 году в программе финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников за счет страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее ФОПМ) приняло участие 23 страхователя городского округа Перевозский. Общая сумма финансирования составила 396,64 тыс.руб., в том числе в ФОПМ приняли участие 16 бюджетных организаций на сумму 141 тыс.руб.

Страхователями в 2020 году потрачено на проведение специальной оценки условий труда 39,8 тыс.руб. (в 2019 году — 227,9 тыс.руб.), на проведение обязательных периодических медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными производственными факторами — 42,6 тыс.руб.(в 2019 г. — 52 тыс.руб.), приобретение средств индивидуальной защиты — 171,63 тыс.руб. (в 2019 г.-80 тыс.руб), на аптечки -3 тыс.руб., на приобретение средств защиты по реализации мероприятий по предупреждению коронавирусной инфекции — 138,6 тыс.руб. (маски — 7,5 тыс.руб., термометры — 47,3* тыс.руб., рециркуляторы воздуха — 61,45 тыс.руб.).

Страхователи городского округа Перевозский могут участвовать в данной программе и в 2021 году. В 2021 году не будут выделяться средства по реализации мероприятий по предупреждению коронавирусной инфекции. На остальные мероприятия ФОПМ можно обращаться за выделением средств. Срок подачи заявления — до 01.08.2021 года.

На заседании было принято решение о переносе Всероссийской недели охраны труда  и Недели безопасности труда на территории городского округа Перевозский на II квартал 2021 года.

Рекомендовано руководителям организаций, предприятий и учреждений городского округа Перевозский организовать проведение мероприятий по профилактике распространения ВИЧ/СПИДа среди работников, приурочив их ко Всемирному дню охраны труда.

          Еще один вопрос повестки дня касался  состояния условий и охраны труда в муниципальных бюджетных учреждениях городского округа.

С 1 января 2021 года вступили в действие новые законодательные  и  нормативные  правовые  акты в области охраны труда. Данные изменения должны быть учтены работодателями при планировании и реализации мероприятий по охране труда, модернизации производственных   процессов, изменении технологической документации и пересмотре инструкций по охране труда, а также проведении внеочередной проверки знаний требований охраны труда у работников. Члены корпоративных комиссий по проверке знаний требований охраны труда, в силу действующего Порядка обучения по охране труда, должны по возможности оперативно пройти в объеме должностных обязанностей внеочередную проверку знаний в аккредитованных обучающих организациях.

Организация проведения медицинских осмотров работников предприятий, учреждений городского округа  — еще один актуальный вопрос     в сфере охраны труда.

Выявлено несоблюдение алгоритма прохождения предварительных периодических медицинских осмотров.

В соответствии с абзацем 12 ст. 212 ТК РФ одной из обязанностей работодателя в части обеспечения безопасных условий и охраны труда является недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний.

Действующим законодательством предусмотрено прохождение работниками предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров. Помимо этого, медицинские осмотры по своей направленности можно разделить на осмотры для определения того, соответствует ли здоровье работника выполняемой им работе, и для раннего выявления возможных профессиональных заболеваний, и на осмотры, проводимые для предупреждения возникновения различных заболеваний среди населения.

Так, согласно ст. 213 ТК РФ, работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, в обязательном порядке проходят следующие медицинские осмотры (обследования):

-предварительные (при поступлении на работу);

-периодические (для лиц в возрасте до 21 года — ежегодные) — для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний;

— внеочередные — в соответствии с медицинскими рекомендациями.

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 16.08.2004 N 83 утверждены Порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также Перечни вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся данные осмотры.

Согласно данным документам предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников проводятся медицинскими организациями, имеющими лицензию на данный вид деятельности. Осмотры работников, занятых на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами в течение пяти и более лет, проводятся один раз в пять лет в центрах профпатологии и других медицинских организациях, имеющих лицензии на экспертизу профпригодности и экспертизу связи заболевания с профессией.

Работодатель определяет контингенты и составляет поименные списки лиц, подлежащих периодическим медицинским осмотрам (обследованиям), с указанием участков, цехов, производств, вредных работ и вредных и (или) опасных производственных факторов, оказывающих воздействие на работников, и после согласования с территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека направляет его за два месяца до начала осмотра в медицинскую организацию, с которой заключен договор на проведение периодических медицинских осмотров (обследований). Медицинская организация на основании полученного от работодателя поименного списка работников, подлежащих периодическим медицинским осмотрам, утверждает совместно с работодателем календарный план проведения обследований.

Заключение медицинской комиссии и результаты осмотра, как предварительного, так и периодического, а также выписка из амбулаторной карты работника вносятся в карту предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований). Кроме того, в течение 30 дней медицинская организация должна предоставить работодателю заключительный акт, в котором указываются работники, не явившиеся и не прошедшие обследование. На основании данной информации работодатель вправе принять решение о недопущении или отстранении сотрудника от работы.

Что касается психиатрического освидетельствования, то работники, занятые на работах, оговоренных в ст. 213 ТК РФ, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Правила прохождения освидетельствования утверждены постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 695 «О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности».

Обратите внимание, что предусмотренные ст. 213 ТК РФ медицинские осмотры и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя. Отражать такие расходы разрешено в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (согласно подп. 7 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ).

В случае непрохождения предварительного или периодического медицинского осмотра (обследования) или психиатрического освидетельствования работник отстраняется от работы до того момента, пока подобный осмотр не будет пройден. Добавим еще вот что. Для того чтобы оценить, необходим ли предварительный (и последующий) медицинский осмотр для работника определенного рабочего места, требуется аттестация этого места по условиям труда. Если будет выявлено, что на данном рабочем месте присутствуют неустранимые вредные или опасные производственные факторы, то предварительный медосмотр для претендентов на такую вакансию будет для работодателя обязательным. И затраты на медосмотр — экономически обоснованными.