Нижегородской области
Календарь
Апрель 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30  
Соблюдение прав граждан при назначении и расчете пенсии

Соблюдение прав граждан при назначении и расчете пенсии

В органы прокуратуры поступают обращения граждан  по вопросу соблюдения их прав при назначении и расчете пенсий.

Одним ним из наиболее актуальных и спорных вопросов в данной сфере является вопрос пенсионного обеспечения тех граждан, в отношении которых работодателем не была надлежащим образом исполнена обязанность по исчислению и уплате в установленном порядке страховых взносов.

В силу п.1 ч.1 ст.5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования», действовавшего до 01.01.2017, плательщиками страховых взносов является страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым в том числе относятся организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

В силу Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об Обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователи обязаны своевременно и в полном объёме уплачивать страховые взносы в Пенсионный Фонд Российской Федерации и вести учет, связный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный фонд.

В силу ст.3 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-Фз « О страховых пенсиях» (далее- Федеральный Закон №400-ФЗ) страховой стаж – учитываемая при определении право на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный Фонд Российской Федерации.

В соответствие со ст.11 Федерального закона № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоду работы и (или) иной деятельности при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный Фонд Российской Федерации.

Согласно ч.2 ст.14 Федерального Закона № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствие с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальным (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированном) учета.

Следовательно, право застрахованных лиц, работающих по трудовому договору, на получение трудовой пенсии обеспечивается уплатой страхователями в их пользу страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации.

В действующем пенсионном законодательстве установлена зависимость размера трудовой пенсии ( ее страховой и накопительной частей) от общей суммы уплаченных за застрахованное лицо на ее финансирование страховых взносов в течение всего периода, предшествовавшего назначению или перерасчету пенсии. Расчетный пенсионный капитал, исходя из которого определяется размер страховой части трудовой пенсии, формируется из общей суммы страховых взносов и иных поступлений на финансирование этой части трудовой пенсии, поступивших за застрахованное лицо в бюджет Пенсионного Фонда Российской Федерации, на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета.

В этой связи при решении вопроса о назначении гражданам трудовой пенсии  и  ее размере органы Пенсионного Фонда Российской Федерации исходят из того, что непоступление страховых взносов за те или иные периоды трудовой деятельности застрахованных лиц не позволяет включать такие периоды работы в их страховой стаж, что влечет для работника такие неблагоприятные последствия, как занижение размера устанавливаемой страховой части трудовой пенсии, в том числе при ее перерасчете в случае продолжения трудовой деятельности после назначения трудовой пенсии.

В результате в страховой стаж граждан, надлежащим образом выполнявших работу по трудовому договору и в силу закона признанных застрахованными лицами, не засчитываются периоды работы. За которые страховые взносы начислялись, но не уплачивались.

Вместе с тем Конституционный Суд Российской Федерации в своем постановлении от 10.07.2007 №9-П указал, что неуплата страхователем установленный срок или уплата не в полном объёме страховых взносов в Пенсионный Фонд России в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объёме получить трудовую пенсию.

В связи с этим правоприменительная практика исходит из того, что требования граждан о перерасчете страховой части трудовой пенсии с учетом указанных периодов является обоснованными и подлежат удовлетворению (например, определения Верховного Суда Российской Федерации от 24.04.2009 № 48-В09-3,от 11.05.2017 № 9-КГ17-3).

При этом пересмотр размера страховой части назначенных трудовых пенсий с учетом периодов, за которые не уплачивались страховые взносы, должен осуществляться с 10 июля 2007 г., то есть с момента провозглашения Конституционным Судом Российской Федерации постановления от 10.07.2007 №9-П. Причем к моменту этого пересмотра размер страховой части пенсии должен составлять сумму, которую застрахованное лицо получало бы, если бы страховые взносы были уплачены работодателем (страхователем) полностью.

Помощник прокурора Перевозского района                               Е.В. Сыреев