Нижегородской области
Календарь
Март 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031  

Независимая оценка пожарных рисков или аудит пожарной безопасности

В Российской Федерации разработана концепция создания системы независимой оценки рисков в области пожарной безопасности (НОР). Концепция представляет собой систему взглядов на проблемы создания и развития системы НОР.

Независимая оценка пожарного риска или пожарный аудит проводится на основании договора, заключаемого между собственником или иным законным владельцем объекта защиты и экспертной организацией, осуществляющей деятельность в области оценки пожарного риска.

Порядок получения экспертной организацией добровольной аккредитации устанавливается МЧС России.

С принятием Федерального Закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (Тех. регламент) и Постановления Правительства РФ от 07.04.09 г. № 304 «Об утверждении Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска» собственнику предоставляется выбор: либо его объект, как и раньше, останется под надзором пожарной охраны, либо он будет обслуживаться, на договорной основе аудиторской организацией. В случае установления соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности установленным федеральными законами о технических регламентах и нормативными документами по пожарной безопасности, путем проведения НОР, собственник получает Заключение о независимой оценке пожарного риска на срок не более 3 лет.

В соответствии с Тех. регламентом, каждый объект защиты (здание, сооружение, технологические установки, оборудование и т. п.) должен иметь Систему обеспечения пожарной безопасности, отвечающую заданным нормам пожарного риска.

В ст. 6 указанного закона определены условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, при этом собственник объекта сам принимает решение о выполнении того или иного условия:

  • в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;
  • в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.

Если собственник объекта, по каким — либо соображениям, не желает или не может выполнить предложенное мероприятие, например: Монтаж дорогостоящей автоматической системы пожаротушения; увеличение ширины коридора или дверных проемов эвакуационных выходов и т.д. он может с помощью расчетов пожарного риска доказать, что его объект находится в пожаробезопасном состоянии и привести в качестве доказательства те технические решения, которые он принял для достижения этого.

Таким образом, приводится в действие механизм, при котором собственник, непосредственно заинтересован в приведении своего объекта в пожаробезопасное состояние и поддержании должного противопожарного режима.

Следует отметить, что оценка пожарного риска — это проведение соответствующих расчетов по специально утвержденным методикам, с помощью которых можно определить, соответствует иди не соответствует риск тем значениям, которые установлены Тех. регламентом.

Если на объекте выполняются все требования пожарной безопасности (своды правил, государственные стандарты и другие нормативные документы в области пожарной безопасности), то расчет по оценке пожарного риска не требуется. При этом расчеты по оценке пожарного риска могут входить в состав НОР.

В силу действующего Административного регламента МЧС России по исполнению государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденного Приказом МЧС России от 30.11.2016 №644 объекты, получившие положительное заключение НОР не могут планироваться к проведению плановых проверок в течение срока действия НОР. При этом, планы проверок на предстоящий год органами ФГПН подаются в прокуратуру не позднее 1 сентября и в случае представления заключения НОР после 1 сентября, то объект может быть запланирован к проведению проверки.

Также, если объект запланирован к проведению проверки и непосредственно перед ней будет представлено заключение НОР, проверка будет проведена. Также при наличии НОР внеплановые проверки будут проведены.

Но, в случае наличия на объекте защиты расчетов пожарного риска (в том числе в составе НОР), инспекторами проверяются правильность принятых организацией, проводившей расчеты исходных данных и в случае правильного их применения проверяется выполнение на объекте требований Федерального закона от 22.08.2009 №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 года №390.

Орган ГПН не вправе оценивать полноту и достоверность заключения НОР на объекте надзора.

В случае не соответствия исходных расчетных данных фактическим обстоятельствам на объекте инспектором по пожарному надзору выносится мотивированное решение о непринятии результатов расчета по оценке пожарного риска и проверяется выполнение на объекте защиты требований всех нормативных документов по пожарной безопасности.

Проводить НОР имеют право экспертные организации, аккредитованные в установленном порядке МЧС РФ и имеющие соответствующее свидетельство.

Информацию по вопросам, связанным с проведением независимой оценкой пожарного риска, а также список организаций аккредитованных в области проведения аудита пожарной безопасности, можно получить в отделении надзорной деятельности и профилактической работы по Перевозскому району.

Государственный инспектор Перевозского района Нижегородской области по пожарному надзору  Р.Е. Кудряшов